В документальных и литературных источниках, среди археологических находок мы встречаем множество примеров применения в быту цветочных композиций многими народами в различные исторические периоды. Развитие культуры цветов зависело от закономерностей экномического и социального развития общества.
Отдельные приемы цветочных оформлений, развившиеся в Древней Греции и Риме, распространились по всей Европе и многие традиции в искусстве оказались долговечнее, чем жизнь некоторых народов.
В Древней Греции цветы применяли как жертвоприношение, в культовых обрядах, для украшения храмов. Примеры поклонения цветам, их символизации можно найти в буддийской живописи Тибета, Китая, Японии. Особой любовью цветы пользовались в Древнем Египте.Цветочные копмозиции широко отражены в орнаментах. Так, в богатый орнамент гробниц вписывались стилизованные растения. При вскрытии гробницы Тутанхамона археологи обнаружили венок из сухих цветов. Особой любовью в Египте пользовались роза и лотос. В Египте розу выращивали уже в I веке до н.э. , затем она перевозится в Грецию и Рим.
Особый интерес для флористов представляет древний иудейский букет. Форма букета имела плоскостную конструкцию. Букет состоял из: веточки пальмы, трех веточек мирта, две веточки вербы, и цитрон.
У критских женщин в XVI веке до н.э. любимым украшением был браслет, увенчанный цветком в центральной части. Венки - наиболее популярное украшение Древней Греции и Рима. Сплетали их из мирта, лавра, тиса, самшита и роз, виноградных лоз. Роза же в Древней Греции была символом любви и красоты. Гирляндами из цветов украшали колесницы победителей, императоров, колонны дворцов и храмов. Здесь римляне отдавали предпочтение розам, фиалкам, нарциссам. В домах богатых римлян во время пира на гостей падал ароматный дождь из лепестков роз. Римляне ценили розу за изысканность и аромат.
Богатый материал цветочной композиции представлен на полотнах старых мастеров живописи. В алтарных композициях XV в. довольно часто мы можем увидеть изображение вазы с цветами. В то время натюрморт "ваза-цветы" был принят в религиозной тематике. Большой интерес для аранжировщиков-флористов цветов представляют натюрморты голландской школы XV-XVI вв. Цветы компоновали в свободном стиле или в форме каскада ниспадающих линий. В букет входили от 30 до 40 видов различных растений: маки, ирисы, лилии, розы, тюльпаны, пионы, анютины глазки, ипомея, цветы картофеля, злаки и многие другие. Компоновка изобразительных элементов позволяла включать в натюрморт фрукты, овощи, чучела птиц, засушеных бабочек и насекомых.
В XIV в. в Западной Европе рапространилась мода на ароматы. Поэтому цветам отводалась роль не только украшения туалеты дамы, но и источника аромата. Бутоньерки из ароматных мелкоцветных растений прикрепляли к прическе, корсажу, декольте и шляпе. Мужчины вдевали цветок в петлицу. Мода быстро охватила все европейские страны. В конце XV - начале XVI вв. в Европу начался приток всевозможных экзотических растений, в том числе и тропических. Мореплаватели привозили из далеких стран удивительные экзотические растения, покорившие европейцев необычайной формой, цветом и изяществом, - это были орхидеи.
XVI в. в истории аранжировки цветов характерен еще и тем, что букет стал на только украшением интерьера, но и обрел качество подарка. Он предстваляет собой свободно собранную связку цветов и должен обладать определенной символикой, а также выражать чувство дарящего. В эпоху Возрождения выработался взгляд на законы и роль композиции в исскустве.
На исскустве цветочных композиций отразились и различные стилевые направления архитектуры и живописи. Так, Готический стиль и поздний Ренесанс заложили определенную основу формирующейся структуры аранжировки цветов, позднеенашедшие широкое применение как в букете, так и в цветочной композиции. В цветочных композициях позднего Ренессанса в стиле классицизма заметна монументальность формы с массовым цветочным наполнением, зеленью. Цветы крупноцветные с полностью раскрытыми бутонами. Пришедший новый художественный стиль Барокко отличался особой вычурностью и живописностью. Композиции из срезанных цветов, выполненные в стиле Барокко, представляли напременный элемент оформления богатых дворцов и светских салонов. Такие композиции обладали декоративным эффектом, виртуозностью динамичной линии.
В новом стиле Рококо главным требованием к цветочной композиции были - утонченная декоративность, изящество формы, воздушность. В эпоху Рококо мода украшения цветами дамского туалета и прически достигла совершенства и определенного "драматизма". Цветы вместе с лентами украшали бальные платья, шляпы. Согласно английской моде (1796 г.) такое украшение было в виде гирлянды из живых или исскуственных цветов.
XIX в. содействовал развитию культуры этикета, я то в свою очередь, стало началом совершенствования и разработки новых форм букетов и композиционного решения в художественном оформлении корзин и других цветочных преподношений. Появились новые стили "Виктория", "Помпадур" и " Бидермейер. На смену пышному пышному симметричному букету, собранному на дополнительных стеблях, в моду входят букеты более компактные, изящные по форме и на продном стебле. При его создании используют специальный держатель портбукет, представляющий собой воронкообразную форму, изготовленную из картона, серебра, слоновой кости, инкрустированный дорогим металлом.
В букете "Виктория" ( в честь королевы Великобритании Виктории) цветы вводились в основу кольцеобразными линиями. Форма букета оставалась круглой, объемообразующая структура не ярко выраженной, что придавало букету почти плоский вид.
Букет "Помпадур" был разработан декораторами для фаворитки короля Людовика XV маркизы Помпадур. Букеты отличались богатой декоративностью, вертикальной по структуре или с ниспадающей линией, одностороннего образа. В букетах стилей "Виктория" и "Помпадур" применялись только живые цветы.
Свадебный букет в стиле "Бидермейер", эстетически и технически усовершенствованный, и в наши дни пользуется большой популярностью.
В начале XX в. начинается бурное развитие промышленного цветоводства, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Голландия. Из южных стран в Европу поступает срезная экзотическая цветочная продукция. Букеты из сухого материала теряют свою популярность и потребительский спрос.
Цветочные композиции - синтез природы и искусства. Они в большей степени, по сравнению с другими искусствами, подвластны течению времени. Они мимолетны и вто же время долговечны. Переходя из формы в форму на протяжении эпох, развиваясь и совершенствуясь, превращаясь в традицию, цветы становятся частью жизни поколений. Вот в этом и заключается победа нежного и трепетного исскуства цветов.