Что такое бонсай? Вопреки распространенному ошибочному мнению - Бонсай - это не особый ботанический вид растения, "Бон-сай" значит - "растение на подносе" (в плошке). Почти любое дерево или куст можно превратить в бонсай, хотя японские традиционалисты ограничивают список видами: сосна/ель, можжевельник, клен, азалия/рододендрон.
Авторство идеи бонсай (как и многих других) принадлежит Китаю. Существуют разные мнения по поводу даты отсчета искусства бонсай, но все они исчисляются тысячелетиями. Изначально, бонсай был эксклюзивной привилегией императорского двора китайских династий. Историки спорят до сих пор - кому присудить пальму - династии Мин, Тан, Цзинь или Чу.
По различным утверждениям начало своей истории бонсай получил около 4000 лет назад. Есть также мнение, что во времена правления династии Хань (202 до н.э. - 220 н.э.) император соорудил миниатюрную ландшафтную копию своей империи с реками и горами, лесами и проч. дабы созерцать все свои владения одним взглядом из окна. Он также под угрозой репрессий строго запретил кому-либо делать что-либо подобное.
Хотя сегодня бонсай часто ассоциируют с Японией, только в период династии Хейан 794 - 1191 гг., китайские буддистские монахи завезли первые бонсай на японские острова. Именно буддистские монахи из Китая и Кореи подарили японцам бонсай, искусство икебаны, чайное растение и цитрусовые.
В начале своей истории (особенно японской ее части) бонсай выглядел как мини-ландшафт на подносе, с растениями, камнями и другими элементами. Считается, что традиция посадки единичных растений без других базовых элементов появилась не ранее 1650 года.
С момента первого появления в японском обществе бонсай становится привилегией феодальной знати Японии и поэтому почти вымирает там как феномен до момента китайской интервенции в Японию в 14 в. С этого момента искусство бонсай становится доступно всем классам японского общества, которое серьезно теперь продвинуло его в плане развития стилей и техник, чем и закрепило за собой право занимать значительное место в истории этого искусства.
На Западе бонсай получил популярность сравнительно недавно, особенно с момента Третей Всемирной выставки в Париже в 1878 году, а последующие годы работы этой выставки только увеличили интерес европейцев к бонсай.
Интересен факт, что некоторые европейцы вплоть до 1930х воспринимали бонсай примерно также, как сейчас некоторые относятся к изделиям из натурального меха и кожи. Многие ЖАЛЕЛИ "бедные" деревца, которые подвергались "пыткам и мучениям" со стороны мастеров. Лишь после 1935 года "зеленые" экстремисты Запада признали бонсай как искусство.
Особую популярность на Западе бонсай получил после второй мировой войны, когда американские солдаты завезли в качестве трофеев определенное количество бонсай. Большинство из деревьев погибло достаточно быстро из-за неправильного ухода, но огонь интереса к бонсай был разожжен не на шутку, после чего американское общество обратилось к японцам и американцам японского происхождения за помощью в обретении этого уникального искусства. С тех пор американская ветвь школы бонсай стала довольно могучей. Почти каждый штат и столица США имеют музей/фонд бонсай с федеральным покровительством.
Сотворение бонсай требует понимания и далее "чувствования" законов природной гармонии. Некоторые идут путем в обратном порядке, но отсутствие любого из этих двух компонентов препятствует полноценному прогрессу "мастера". Однобокость восприятия мира (либо только умом, либо только интуицией-подсознанием) неизбежно ведет к внутреннему дисбалансу, который легко заметить в бонсай(ах) некоторых мастеров.
Классическим примером является отличие японской и китайской школы бонсай. Если японцы стремятся к формальному стилю (гипотетически идеальное дерево), то для китайских мастеров перфектные формы, которые не имеют достаточной доли природного "хаоса" - считаются дурным тоном.
Техника сотворения бонсай имеет свое начало, но, похоже, не имеет своего конца. Первые приемы начали использоваться тысячи лет назад, некоторые появились совсем недавно.
Конечная задача - живое произведение искусства - пейзаж в миниатюре. Самым главным является именно этот факт. Все остальное подчинено именно этому. Дерево растет многие годы - соответственно вся композиция должна выглядеть "зрелой".
Как должно выглядеть зрелое дерево? - здесь и начинается изучение природы. Попробуйте уяснить - чем вам нравятся зрелые и здоровые деревья? Что в них общего?
Гармоничное развитие мастера, в плане восприятия гармоний природы через знание и чувствование, неизбежно приближает его душу к Создателю-архитектору этой природы. Отрадно сознавать, что прогресс в любом из данных аспектов возможен на любом из этапов человеческой жизни, так что начинать никогда не поздно, мало того - необходимо, если человек ставит задачу максимально эволюционировать на этапе этой жизни.
Кроме того, емкость под бонсай не должна нарушать своей формой пропорции выращиваемой композиции. Например, слишком плоская и широкая плошка используется для бонсай с широкой густой кроной или многоствольных форм, а для стилей с одиночным деревом, у которого оголена нижняя часть ствола будет хорошо смотреться, если только на ней сымитирован кусочек ландшафта или местности (мох, камни, фигурки или миниатюрные домики и т.п.). Большая площадь плошки создает ощущение пространства.
Неширокие, но достаточно глубокие плошки подойдут для стилей, где растения имеют высокие и открытые корни.
Совсем узкие и глубокие емкости, напоминающие, по форме вазы для цветов применяют для каскадных стилей, со свисающей кроной дерева.
В любом случае старайтесь соблюдать следующие пропорции - высота стенок плошки должна быть не меньше толщины ствола. А длина плошки должна соответствовать примерно 2/3 высоты растения.
Перед посадкой контейнеры требуют дополнительной подготовки. Во-первых, некоторые из них не имеют дренажных отверстий. Их придется сделать самим, так как чаще всего плошки под бонсай выполнены из глины или керамики, то для отверстий нужно использовать обычную дрель со сверлом для кафеля и стекла (с помощью которых сверлят отверстия в ванных комнатах).
Не забываете так же, что перед пересадкой в любой контейнер, его не достаточно только промыть, надежнее дополнительно ошпарить его кипятком.
Песок обычно используют мелкий – около 1-2 мм, его основная задача обеспечить почве достаточную рыхлость. Речной песок перед применением как следует, промывают и основательно прокаливают в духовке. Часть песка можно заменить вермикулитом.
Глина имеет питательную ценность, но так же должна хорошо впитывать влагу и пропускать воздух.
Использовать покупные почвенные смеси можно, но вести выбор надлежит с особой тщательностью. Дело в том, что большинство земляных смесей состоит из торфа с добавлением садовых удобрений. Наиболее подходящие смеси из субстрата, переработанного калифорнийскими червями (если производители не врут и не набрали ее на ближайших торфяниках). Если вы хотите подготовить почву сами, то собирайте ее в апреле, когда сойдет весь снег и земля почти оттает. Собирают почву в посадках и рощах лиственных деревьев, сняв верхний слой прошлогодних неперегнивших листьев.
Почва так же требует предварительного обеззараживания. Для этого вам понадобится металлическое ведро и сито, такой ширины, чтобы помещенное в ведро оно плотно входило примерно на середине его высоты. В ведро наливают воду, опускают сито и засыпают слой земли, не больше, чем высота сита. Ставят конструкцию на огонь, который убавляют после закипания. Длительность процедуры около 30 минут.
Чтобы поддерживать миниатюрные размеры растения его приходиться обрезать. Но чтобы сохранялось равновесие пропорций, необходимо подрезать и корни. Делается это во время пересадки. Время пересадки зависит от вида растения. Как правило, признаком необходимости пересадки является появление новых почек. Для декоративно-лиственных растений это происходит весной, в конце зимы. Для цветущих бонсай пересадку, обрезку кроны и корней проводят по окончании цветения, обычно осенью. Пересаживать и подрезать необходимость появляется только в том случае, когда корни заполнили весь контейнер. Если этого не произошло, а растение уже достали из емкости, то корни не обрезают, а лишь меняют старую почву на свежую. Основным показателем необходимости пересадки бонсай, как и для всех комнатных растений является прорастание корней в дренажное отверстие контейнера. Доставать растение из емкости нужно предварительно хорошенько смочив землю. Корни нужно осмотреть, удалить секатором те, что слишком толстые. Основная сила – это широкая мочковатая система корней. Поэтому основной пучок мочковатых корней не трогают, т.е. не нужно его расковыривать и пытаться удалить из него остатки земли. А вот имеющийся стержневой корень удаляется полностью. Если пересаживают не покупной готовый бонсай, а выращенный предварительно в обычном горшке, и при осмотре обнаруживается, что хорошо развит стержневой корень и плохо развита мочковатая система, то формировать из него бонсай еще рано. Можно подрезать на 1/3 или 1/2 стержневой корень и оставить в прежнем горшке до развития мочковатых корней. Считается, что утолщенные корни, выступающие над поверхностью земли в контейнере являются одним из основных признаков настоящего бонсай. Поэтому при пересадке утолщенные корни выводят на поверхность – это придает композиции более естественный вид. Почву в контейнере можно прикрывать слоем зеленого мха. Это так же поддерживает естественный вид и не позволяет воде испаряться слишком быстро. После пересадки бонсай поливают умереннее, чтобы избежать загнивания подрезанных корней, притеняют от прямых солнечных лучей и защищают от ветра. На адаптацию уходит примерно 3-4 недели.
Частота полива зависит от времени года и соответственно от температуры, летом это происходит обычно ежедневно, а в жаркие дни утром и вечером. Зимой полив значительно реже – примерно один раз в неделю, и более скудный. Нельзя чтобы сырая почва охлаждалась.
Частота полива вопрос весьма спорный и давать рекомендации как при выращивании других растений – потрогать почву на глубине пальцем – бессмысленно. Да, она должна успеть высохнуть сверху, но проверить ее на глубине невозможно, поэтому это скорее дело опыта. Есть растения, которые переносят пересушку довольно легко, стоит полить и подвявшие листочки и веточки снова становятся упругими. Для некоторых слишком долгая пересушка может оказаться губительной. Чем меньше земли в контейнере и чем больше корней, тем быстрее впитывается и высыхает вода в почве. Поэтому важный момент - вода при поливе должна смочить весь земляной ком, а не только верхний слой почвы. Т.е. поливать надо так чтобы вода показалась из дренажных отверстий. Оставаться в подставке вода не должна! Подстраховкой служат контейнеры для бонсай на высоких ножках.
Кроме того, режим полива и расход воды зависят от вида растений, следует учесть, что растения с мясистыми частями (стеблями или листьями - суккуленты), а так же хвойные растения меньше требуют воды для полива. Первые потому что способны запасать ее в тканях, вторые по причине меньшей поверхности испарения воды. Соответственно лиственные бонсай с пышной кроной больше испаряют влаги, и более требовательны и к поливу и к влажности воздуха.
Поливать лучше всего утром и/или вечером, т.е. когда дневная жара еще не наступила или уже спала. Ни одно растение не переносит попадания воды на листья солнечным днем. Все условия содержания должны походить на естественные, а в природе, как известно утром и вечером выпадает роса. Если вдруг в жаркий день растение пересохло и листья поникли, его нужно перенести в тень (в прохладное место), затем дать немного охладиться, и лишь потом поместить контейнер в емкость с теплой водой, так чтобы она полностью закрыла землю. Когда бонсай "напьется", его можно опрыскать.
Какая должна быть вода? Лучше всего использовать мягкую водопроводную воду, отфильтрованную бытовым фильтром. Если нет возможности или желания использовать фильтрованную или дождевую (она наиболее предпочтительна) воду, то можно использовать водопроводную воду, отстоянную не меньше 3 дней. За это время выпадет осадок из примесей, поэтому нужно аккуратно слить только верхний слой воды.
Если вода в вашей местности очень жесткая, то обычным фильтром не обойтись, помогут только фильтры с ионообменными смолами (они удаляют из воды примеси солей кальция и магния), например, фирмы Гейзер серии WS.
Если этого не делать, то не только на поверхности земли, но со временем и на коре деревьев образуется белый меловой осадок, который уже невозможно счистить.
Тоже самое касается опрыскивания. Бонсай требует и хорошо отзывается на регулярное опрыскивание, но жесткая вода оставляет на листьях несмываемый белый соляной налет.
Температура воды для полива и опрыскивания должна быть на несколько градусов выше температуры окружающего воздуха.
Подкормки бонсай проводят в течение всего года, с той лишь разницей, что весной и летом удобрения вносят с поливом раз в неделю, а осенью и зимой – один раз в месяц. Обуславливается это тем, что земли в контейнере немного, а вода питательных веществ, как правило, не имеет.
В качестве удобрения используют как специализированные удобрения для бонсай, так и обычные препараты для комнатных растений. Нельзя смешивать органические и минеральные удобрения в один прием. Все удобрения разводятся в концентрации в два, а то и в три раза меньше рекомендованной. Передозировка смерти подобна.
Существуют специальные разработки известных авторов, занимающихся разведением бонсай, которые дают рецепты специальных удобрений для бонсай. Вот, например, удобрение на хлопковом жмыхе содержит: хлопковый жмых — 300 г; кунжутный жмых — 300 г; суперфосфат — 100 г; рыбная мука — 200 г; древесная зола — 100 г; вода — 10 л.
Но я лично никогда не воспользуюсь таким рецептом, в силу того, что не представляю где в городских условиях искать жмых или рыбную муку. Кроме того, жидкость будет иметь весьма неприятный запах.
Гораздо проще, удобнее и безопаснее использовать специальные удобрения для бонсай, например, Pokon для бонсай. Так же рекомендую удобрения Планета цветов для бонсай. Если вы не нашли специализированных удобрений, то можно использовать удобрение для комнатных цветов «Идеал».
Нельзя вносить удобрения сразу после пересадки и обрезки растения, а так же если растение болеет и ослаблено. Не подкармливают растения перед цветением и во время цветения. Более того, некоторые виды бонсай (например, мирт) вообще не зацветут, если их подкармливать слушком часто.
Следует так же иметь в виду, что хвойные породы растений бонсай требуют меньшего количества удобрений, чем лиственные. Поэтому их подкармливают примерно в два раза реже.
Все удобрения вносятся в увлажненную почву или разводятся в достаточном количестве воды.
Чтобы не ошибиться, лучше завести календарь подкормок или отвести один день в неделю под эту процедуру. Скажем, понедельник – день внесения удобрений.
Следует заметить, что стилей и форм бонсай очень много, иногда даже выращенное дерево можно отнести не к одному, а к нескольким стилям.
Стили отличаются по сложности формирования внешнего вида и ухода. Выбранный стиль бонсай определяет и размеры и форму плошки или контейнера для посадки, и частоту и технику полива и т.д. Например, так называемые каскадные стили, довольно неустойчивы, так как крона дерева в той или иной степени отклоняется от центра, они требуют более устойчивой емкости, т.е. более широкой или тяжелой.
Теккан или симметричный - одиночное, прямостоячее дерево с мощными корнями и стволом. На нижней части ствола ветви обычно отсутствуют, поэтому хорошо видны кора и мощные корни. Три главные ветви расположены на средней части ствола. Стиль теккан подходит для деревьев всех пород, но чаще других выращиваются хвойные породы (сосна, ель, можжевельник) или фруктовые деревья (апельсин, вишня, персик, слива, яблоня). Сякан или наклонный - у дерева ствол, ветви и листья слегка наклонены в сторону. Этот стиль символизирует растение, сопротивляющееся ветру. |
||
Кэнгай или согнутый ветром - символизирует дерево, согнутое ветром. Растение имеет ствол, сильно склоненный к горшку и даже ниже. Ветви должны быть направлены в одном направлении, при этом с одной стороны ствола ветвей может и быть. Для устойчивости рекомендуется выбирать более высокий контейнер. Хан-кэнгап или полукаскад - растение имеет ствол, растущий вверх, а затем наклоняющийся в сторону, иногда до основания контейнера. Дерево как бы нависает над обрывом. Для устойчивости рекомендуется выбирать более высокий контейнер. |
||
Кабудати или раздвоенный ствол – у этого бонсай имеется два ствола, которые различаются между собой по длине и толщине. Они образуют общую крону. Можно имитировать раздвоенный ствол, посадив в одну лунку два растения, но это делается так, чтобы создавалось впечатление, что они имеют общее основание и корни. Есе-уэ или многоствольный – это целая рощица или частичка леса, так как композиция состоит из нескольких растений. Деревья должны сочетаться между собой, и каждое дерево должно занимать свое место. |
||
Хокидати или метла - растение должно иметь прямой ствол и крону, напоминающую метлу. Крона может быть образована несколькими ветвями, при этом соотношение размера кроны к длине ствола должно быть равным 2 : 1. Шаримики - "мертвая древесина" - ствол дерева не имеет коры, благодаря чему ствол растения кажется мертвым. Участки мертвой древесины создаются искусственно, для этого срезаются определенные участки коры затем отбеливаются. |
||
Сэкижежу или наскальный – это композиция на скалах. В этом стиле выращивают деревья с раскидистой кроной и хорошо развитой корневой системой: азалию, вишню, клен, дуб, сливу. |
||
Моеги или свободная вертикальная - ствол дерева изгибается, причем изгибы ствола к вершине дерева уменьшаются, и она центрируется с основанием ствола. Бунзинги или форма "японского текста" – большая часть ствола не имеет листьев и веток, крона формируется только на верхушке дерева. Ствол может быть прямостоячим или наклонным. |
||
Икадабуки или форма плота - ствол дерева лежит на поверхности земли, ветви оставляют только с верхней части и они должны расти вертикально вверх. Банкан - один из наиболее сложных стилей, при котором ствол растения оказывается попросту закрученным в узел. |
||
Нэагари – стиль, при котором корни дерева выступают и приподнимаются над поверхностью земли. Для формирования бонсай этого стиля используют тропических растения, образующие воздушные корни. |
http://iplants.ru